Поколенческое недопонимание
В рамках исследования HULT сотрудников разделили на три возрастные группы: поколение беби-бумеров (старше 50 лет), поколениеX (36−50 лет) и поколение Y (20−35 лет). Респондентам предложили ответить на вопросы о влиянии на них недосыпания. Хотя сотрудники всех возрастов сообщили о негативном влиянии недосыпания на выполнение ими трудовых функций, оказалось, что чем старше работники, тем меньше уровень этого влияния. Так, 74% невыспавшихся сотрудников поколения Y отметили, что гораздо хуже фокусируются на текущих рабочих задачах, в группе поколения Х таких было на 4% меньше, а в группе старше 50 лет меньше уже на 18%. С решением организационных проблем, способностью принимать решения, концентрироваться на совещаниях ситуация оказалась схожей [2].
Так как среди менеджеров высшего звена много людей старше 50 лет, для которых проблема недосыпания менее актуальна из-за иного личного опыта, они склонны недооценивать негативное влияние хронической нехватки сна на сотрудников последующих поколений. Поэтому руководителям старше 50 лет рекомендуется отдельно фокусировать внимание на этой проблеме, принимая решения об организации труда и отдыха на предприятии.
С другой стороны, проблема сна все равно не обходит стороной топ-менеджмент: 44% руководителей высшего звена отмечают, что при недосыпании испытывают сложности с анализом данных, 43% не могут на должном уровне поддерживать стратегические обсуждения. Возникают проблемы с принятием решений, формированием собственного мнения, оценкой влияния своих действий на других, изменением стиля управления в зависимости от ситуации [2]."Эффекты депривации сна сильно зависят от формы мышления. Так называемое конвергентное мышление, связанное с более однозначными формами принятия решений и планирования и основанное на четких правилах, мало восприимчиво к дефициту сна. Другая же, более творческая форма мышления, так называемое дивергентное мышление, связанное с порождением инновационных решений, более чувствительно к депривации сна. При этом нарушения дивергентного мышления не восстанавливаются после применения стимуляторов типа кофеина" — комментирует нейрофизиолог В. Б. Дорохов.
Очевидно, что невыспавшиеся руководители — это неэффективные управленческие решения и повышенные отложенные риски для всей компании.
Научное решение проблемы
Итак, понятно, что недосыпание — это серьезная проблема и для отдельных людей, и для компаний, и для экономики в целом. Но что с этим делать? На сегодняшний день накоплено большое количество исследований, доказывающих, что решение может быть в коротком дневном сне. Сон продолжительностью 20−30 мин положительно влияет на производительность, самочувствие, внимательность, когнитивные функции [10].При недосыпании ночью это самый эффективный способ взбодриться и набраться сил. Существуют достаточно и отраслевых исследований на эту тему. Например, NASA, посвященное короткому сну пилотов на длительных полетах. Один из его авторов, Марк Роузкинд, глава Национальной администрации безопасности дорожного движения США, отмечает, что 26-минутный сон улучшает производительность пилотов на 34% и бодрость на 54%[11].
Совместно с научными специалистами МГМУ им. Сеченова мы провели собственное исследование в диспетчерском центре автотранспортного предприятия. Мы анализировали эффективность 20-минутного сна в специальной капсуле. В исследовании принимали участие диспетчеры, работающие в дневное время, а также по скользящему графику в дневное и ночное время. Для оценки влияния краткосрочного сна использовалась батарея психологических тестов, которые испытуемые проходили на рабочем месте в конце и начале смены. Особое внимание уделялось концентрации внимания, памяти и способности принимать решения, связанные с риском, т. к. именно эти функции имеют наиболее важное значение для выполнения должностных обязанностей испытуемых. Исследование показало, что после непродолжительного сна в капсуле на 18,9% снизился уровень сонливости, на 4,1% улучшилось внимание, на 7,3% повысилась скорость принятия решений.
На службе бренда работодателя
За возможность подремать полчаса днем 43% респондентов рекрутинговой компании «Бигл» были готовы пожертвовать обеденным временем, 14% согласились бы увеличить свой рабочий день на те же 30 минут, 10% готовы отказаться от перекуров, а 3% согласны даже на уменьшение зарплаты [7]. Как видно из опроса, большое количество сотрудников хотят иметь возможность для 20-ти минутного сна на работе, чтобы восстановить силы. Внедрение такой возможности в компании резко выделяет ее на фоне множества других организаций и полезно как для работников, так и для организации.
Предоставление возможности краткосрочного 20-ти минутного сна в течение рабочего дня положительно влияет на три глобальных аспекта:
Как руководителям и HR-специалистам использовать сон на пользу компании и оградить ее от рисков, связанных с недосыпанием
Ссылки: